МБОУ СОШ №192

 

Страничка школьного психолога

 

Памятка психолога

Для родителей

Режим работы школьного психолога

Психолог Финикова Александра Борисовна

 понедельник - 14-00 - 18-00

 вторник       -  8-00 -  12-00

 среда          -  8-00 -  12-00

 пятница       - 14-00 - 18-00

 суббота       -  8-00 -  10-00

ШКОЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

(на основе материалов МУ Центра ППМСП «Лад», гимназии № 14, школы № 63 – для взрослых и взрослеющих участников образовательного процесса школы № 192)

СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ - приспособление человека к условиям социальной среды, а затем – включение в неё: использование и даже изменение человеком этой социальной среды.

Успешная социоадаптация предполагает:

  • адекватное восприятие изменяющейся действительности и самого себя;

  • адекватную систему отношений и общения с окружающими;

  • способность к труду, обучению, к организации досуга и отдыха;

  • способность к самообслуживанию и самоорганизации, к взаимообслуживанию в коллективе;

  • изменчивость (адаптивность) поведения в соответствии с личными планами и ролевыми ожиданиями других.

      Существует три ключевых адаптационных момента, которые ребенок проходит в процессе обучения в школе:    

  • поступление в 1 класс;

  • переход из начальной школы в среднюю (5кл);

  • переход из средней в старшую (10 кл).

     Именно в школе ребёнок наиболее интенсивно проходит этап социальной адаптации, включаясь в различные микромодели общественных отношений. Поэтому школа, помимо обучения, важна для любого учащегося в его последующих самостоятельных шагах в обществе ещё и как модель отношений. 

 

1 КЛАСС

      Среди задач взрослых участников образовательного процесса (родителей, педагогов, опекунов):

  • помочь ребенку осознать новую позицию как школьника;

  • дать понятие оценки, отметки, самооценки и их критериев;

  • показать возможности коллективной деятельности;

  • (родителям) осознать новую роль «родителей школьника».

     Для первоклассника важно почувствовать себя принятым в школьную семью, реализовать свое желание быть услышанным и понятым.

     В первых классах очень важным является обучение навыкам учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками, которое предполагает наличие у ребенка умений прояснить учебную задачу, выразить собственное мнение, договориться с собеседником о способе деятельности, оценить полученный результат по различным критериям и др.

 

Таб. 1    Характерные трудности первоклассников и рекомендации для педагогов и родителей.

п\п

трудности

рекомендации

1

Слабая концентрация внимания.

Научение навыкам самоконтроля; частое переключение видов деятельности. Мотивация.

2

Слабые навыки организации учебного труда.

Ознакомление с правилами и нормами организации труда; создание ритуалов в игровой форме: дежурство по классу, начало учебного дня, звонок на урок и с урока и т.д.

3

Быстрая утомляемость детей.

 

Следование режиму дня младшего школьника; разнообразие форм методов деятельности, строгое выполнение санитарных норм.

4

Высокая тревожность.

 

Игровая коррекция поведения в группе; доверие к личности ребенка. Физиопроцедуры. Семейная психотерапия.

5

Инертность мыслительных процессов.

Предоставить возможность работать в удобном темпе. Мотивация.

6

Интеллектуальная пассивность.

 

Повышение уровня активности, формирование внутреннего плана действий; изучение учителем характеристик учащихся. Мотивация.

7

Трудности общения.

 

Коммуникативные игры и упражнения, формирование реально действующих мотивов поведения; развитие позитивного восприятия других; внеурочные мероприятия.

8

Неадекватное поведение.

 

Анализ конфликтной ситуации; ознакомление с традиционными методами преодоления конфликтов. Расширение поведенческого опыта через расширение общения.

    КАКОВЫ ПРИЗНАКИ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКА?

  •   удовлетворенность ребенка процессом обучения

  • ребёнок относительно легко справляется с учебной программой

  • умение ребенка самостоятельно выполнять учебные задания

  • удовлетворенность ребёнка отношениями с одноклассниками

  • конструктивные взаимоотношения с учителем.

 5 КЛАСС

      Взрослым участникам образовательного процесса нужно помочь детям:

  • в адаптации детей к разнообразным требованиям учителей-предметников;

  • в обучении навыкам самоконтроля;

  • в воспитании доброжелательного взаимодействия разнополых детей, выработать

  • индивидуальную позицию в соответствии с ролью мальчика и ролью девочки;

  • в обучении применению нового статуса – ученика основной школы.

     Для младшего подросткового возраста характерной особенностью является представление или ощущение себя в известной мере взрослым. Именно поэтому адаптационный период пятиклассников должен быть организован со значительной долей их самостоятельной творческой деятельности. Поскольку значимой (референтной) для данного возраста является группа сверстников, то ребятам надо предоставить возможность все нормы и правила на новом этапе школьной жизни выработать самим на основе конкретного опыта «здесь и теперь».

 

Таб. 2    Характерные трудности пятиклассников и рекомендации для педагогов и родителей.

п\п

трудности

рекомендации

1

Трудности включения в работу – плохая дисциплина, низкая нормативность поведения, дети часто ощущают общую потерю смысла деятельности на уроках.

Делать перерывы. Использовать двигательные упражнения для разрядки. Переключение деятельности при утомлении.

2

Затруднено восприятие информации на слух, рассеяно зрительное восприятие.

Необходимо дублировать информацию (слух и зрительная форма). Делать смысловые акценты (включение жестов, мимики) встать, подойти и т.д.

3

Нет привычных навыков организации работы и совместной деятельности. При отсутствии нормативности у детей установка учителя на «ложную демократию» может нанести вред, так как это работает против дисциплины.

Введение привычных для детей норм, ритуалов (встали, собрались, подготовились и т.д.).

4

Темповые характеристики очень разные.

Дифференцировать задания по трудности. Варьировать по объему. Поощрять умение ждать и проверять себя.

5

Снижена способность концентрировать внимание.

«Собрать» класс, предложив неожиданную задачу. Чаще переключать на другой материал.

 Что дает в психологическом плане переход из начальной школы в среднюю для развития личности ребенка?

     Прежде всего - дети узнают свои сильные и слабые стороны, учатся смотреть на себя глазами разных людей, гибко перестраивать свое поведение в зависимости от ситуации и человека, с которым общаются.

В то же время основной опасностью данного периода является фактор изменения личностного смысла учения, постепенное снижение интереса к учебной деятельности.

     Если у ребенка возникли проблемы с успеваемостью и ему сложно поддерживать ее на привычном уровне, попробуйте дать ему возможность в этот период проявить себя в чем-то другом, чем он мог бы гордиться перед друзьями.

     Постарайтесь ВМЕСТЕ с подростком подумать, какие кружки (или студии, факультативы) хотел бы посещать ребенок, кто из друзей мог бы составить ему компанию.

Именно в этот период ВМЕСТЕ спланируйте его свободное время так, чтобы у подростка не осталось времени на "глупости" и бесцельное времяпрепровождение.

 

10 КЛАСС

     Задачи десятиклассника, педагогов как организаторов его школьной жизни, родителей как ближайших советчиков и надёжной опоры:

  • принятие статуса ученика-старшеклассника, позиции учителя старшеклассников,  роли «родителя старшеклассника»;

  • принятие возможных новичков в коллектив;

  • поиск личностного смысла и мотивации учения;

  • узнавание специфики мира юноши и мира девушки;

  • организация самопознания и доброжелательной, конструктивной обратной связи.

     В юности особенно возрастает необходимость в признании и защищенности, потребность в общении и одновременно в обособлении. Общаясь с другими, юноши и девушки ощущают потребность в нахождении своей позиции, выражении своего «Я». Поэтому особое удовольствие в юности доставляет возможность погрузиться в себя, исследовать свои мысли, чувства, поступки. Кроме того, важной социальной потребностью данного возраста является потребность в поисковой активности, в самоопределении, в простраивании жизненных перспектив.

     Соответственно, через все содержание адаптационного периода проходит идея самопознания и самоопределения в жизненных ценностях и смыслах, в представлении образа «Я» (как собственными глазами, так и глазами других).

 

Таб. 3    Характерные трудности десятиклассников и рекомендации для педагогов и родителей.

п\п

трудности

рекомендации

1

Сложности формирования позиции группового взаимодействия.

Групповая работа по разным принципам формирования; организация творческой деятельности; изучение интереса учеников, их потребностей.

2

Сложности межличностного взаимодействия.

Тренинги сензитивности – создание в классе атмосферы доверия и открытости.

3

Отсутствие достаточной нормативности поведения в статусе старшеклассника.

Формирование системы коллективных ценностей; ознакомление с моделью выпускника школы, внеклассные мероприятия.

4

Проблема эмоционального самовыражения, заниженная самооценка.

Создание ситуаций успеха, их обсуждение; совместный просмотр и обсуждение спектаклей, выставок и т.п. Формирование условий самореализации в урочной и внеурочной деятельности.

5

Слабая познавательная мотивация.

Выработать единую позицию с семьей; разнообразие форм и методов работы с детьми.

     Мнение сверстников в данный возрастной период представляется детям гораздо более ценным и авторитетным, чем мнение взрослых.

     Зато взрослые, уже «пожившие на Земле люди», могут лучше продемонстрировать подросткам оптимальные, проверенные модели поведения, показать им на собственном примере, как надо строить отношения с миром.

 

Подготовка материала,

переработка,

дизайн  - 

Гатальский Владимир Васильевич,

психолог.

Дата последнего обновления страницы 26.06.2020
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»